Талантливый польский писатель Станислав-Герман Лем принадлежит к той когорте авторов, которыми зачитываются. Его научно-фантастические произведения – это отдельный неизведанный и неизвестный мир, который так интересно исследовать, читая произведения писателя. Они сочетают в себе глубокие философские размышления и тонкий юмор, а иногда и сатиру, пишет krakowskiye.eu.
Автор, виртуозно обладая литературным мастерством, с легкостью в своих произведениях описывал серьезные научные концепции.
Станислав Лем был философом, публицистом, футурологом, сатириком и критиком. О таких людях говорят, что они опередили свое время. Благодаря своим произведениям он стал известен на весь мир.
Самый умный ребенок в южной Польше
О себе и своем детстве Станислав Лем написал в автобиографическом романе «Высокий замок». Как упоминал автор в своем романе, по результатам исследований интеллекта учащихся, проводившихся отделом образования, он был самым умным ребенком в южной Польше.
Парень родился во Львове (оттуда и происходит название романа «Высокий замок») в состоятельной еврейской семье.
Название отсылает к реальному месту во Львове — развалинам старого замка на холме, которое стало символом детских мечтаний и фантазий Лема.
Отец парня был известным во Львове врачом-отоларингологом. Станислав ни в чем не нуждался: у него была гувернантка-француженка, много разнообразных игрушек.
Еще будучи ребенком он придумал для себя игру, переносившую его в придуманные им миры.
Предпочтения парня отличались от предпочтений обычных детей. Первыми книгами будущего писателя-фантаста были анатомические атласы и медицинские труды его отца. Парень не умел еще читать, а книги были написаны на немецком и французском, однако ему очень нравилось рассматривать картинки с изображениями мозга в разрезе, строениями скелета человека и т.д. Станислав Лем называл себя книжным червем, который читал все, что попадалось в его руки.
Как отмечал писатель, идеи его будущих произведений он черпал еще с тех пор, как рассматривал галактики в астрофизических атласах, реконструкции гигантских мезозойских архозавров, разноцветные картинки человеческого мозга. Все эти внешние раздражители и чувственные впечатления сформировали его чувствительность.
Парень постоянно что-то придумывал, мастерил причудливые конструкции и списывал тетради схемами собственных изобретений, которые стеснялся показывать родителям и сверстникам.
Детство и вера в светлое перспективное будущее у парня закончились с началом войны. В своем автобиографическом произведении Станислав Лем не рассказывает о том ужасе, который пришлось пережить ему и его семье.
Подросток на себе почувствовал кто такие немецкие оккупанты, что такое гетто, холокост.
Библиотека для собственного пользования

В 1946 году семье Лемов удалось переехать из Львова в Краков. Больше в галицкий город Станислав Лем не вернулся. Все состояние семьи было потеряно и 71-летнему отцу Станислава пришлось работать в больнице.
Чтобы ему помочь, Станислав Лем писал рассказы для одного из краковских еженедельников, за что получал небольшую плату. Кроме того, парень писал стихи, которые печатались в Универсальном еженедельнике. В этом же еженедельнике были напечатаны две научно-фантастические повести и несколько рассказов. Еще Станислав Лем сотрудничал с журналами «Кузница», «Новый мир приключений». Фэнтезийный роман «Человек с Марса» печатался частями в журнале «Новый мир приключений».
В то время Станислав Лем не воспринимал серьезно свою писательскую деятельность и продолжал все больше интересоваться наукой и много читать.
Как отмечает Станислав Лем в своем автобиографическом произведении, он был в курсе последних новостей из разных областей науки. В Кракове действовало учреждение, занимавшееся распространением книг в польские университеты, поступавшие из Соединенных Штатов Америки и Канады. Парень «занимал» такие книги и читал их по ночам, чтобы потом быстро вернуть и отправить адресатам. На основе прочитанных книг появились такие романы Станислава Лема, как «Солярис, «Эдем», «Непокоренный» и другие.
Параллельно с написанием произведений, писатель также пишет критические статьи на фантастические произведения преимущественно американских авторов. Он считал, что их произведениям не хватает научности и литературных навыков.
По утверждениям Станислава Лема, его творческий метод или авторский подход развивался очень медленно. Он считал, что главным препятствием в работе каждого человека есть лень. Писатель садился за написание произведения уже тогда, когда в его голове полностью выстраивался план всего сюжета, проблематика и персонажи. Чтобы все сложилось, автор делал много заметок, закладок в энциклопедиях, создавал «быстрые справочники». Еще Станислав Лем говорил, что у него есть библиотека для собственного пользования, где собраны созданные им историософские трактаты, энциклопедии внеземных цивилизаций и их военных стратегий.
Литературное наследие Станислава Лема

Станислав Лем является автором около 50 книг, включая романы, эссеистику, сборники рассказов, философские и футурологические труды. Его книги переведены на более чем 40 языков. Как отмечал писатель, хотя это его произведения, но они ему уже не принадлежат.
К художественной прозе (фантастике) можно отнести такие его труды, как «Солярис», «Кибериада», «Непобедимый».
О развитии технологий, будущем цивилизации, исследовании об искусственном интеллекте можно прочитать в таких научно-популярных произведениях, как «Сумма технологии», «Фантастика и футурология», «Совершенная пустота» и т.д.
Под влиянием произведений писателя кто-то стал космонавтом, кто-то взялся за перо и начал создавать собственные фантастические произведения.
Последний роман «Фиаско» писатель написал в 1987 году, где рассказывается о полете к другой звезде и попытке связи с внеземной цивилизацией.
Некоторые произведения Станислава Лема были экранизированы. В частности, «Солярис», «Маска», «Конгресс», «Дознание», «Профессор Зазуль», «Астронавты», «Существуете ли вы, мистер Джонс?» и другие.
Творчество Станислава Лема остается до сих пор актуальным, и вдохновляющим новые поколения читателей и ученых. Его без сомнения можно отнести к известных в Кракове писателей.